Агентство недвижимости
ООО «Орион НН»

Без сомнительных посредников

20.10.2010

Купить или продать квартиру через агентство недвижимости надежнее, но, пытаясь сэкономить на услугах компании, продавцы и покупатели часто теряют несоизмеримо больше времени, денег и нервов, чем на ту самую пресловутую услугу.


Известная ситуация:

Человек решает приобрести квартиру и начинает прозванивать газеты в поиске желаемой квартиры.

- В процессе поиска он постоянно натыкается на посредников, добрая половина которых, скрывает, что они посредники до последнего момента. Представляются сестрами, племянниками и т. п.

- Очень часто при осмотре квартиры клиент слышит от посредников фразы: «Только с хозяевами квартиры не общайтесь. Все вопросы ко мне. Просто смотрите квартиру, потом, когда выйдем из квартиры, обсудим все условия, цену и т. д.»

- А если в процессе осмотра все же возникнет разговор о ценах, то комиссия посредников окажется процентов 10, а то и все 20! И обязательно придумают, как оправдать ее: «это не я, это тут два, а то, и три посредника, и всем надо заплатить» или «а на сбор документов, а на торг»… и подобных вариантов отговорок еще десятка два будет.

Клиенту-то какая разница, сколько посредников. Есть продавец и покупатель, которые могут заказывать брокерскую услугу агентствам недвижимости, за что и должны платить. А все остальное - сложившаяся ментальность рынка, которая очень во многом некорректна по отношению ко всем участникам рынка, как к клиентам, так и к риэлторам.


И вот квартира понравилась, человек решает приобрести ее.

Первый вариант: платить посреднику не хочу, попробую договориться «напрямую»- и теми же ногами в квартиру с продавцами договариваться. И часто им это удается. Надежность сделки у нас очень часто, особенно при приобретении квартир в «эконом классе», никого не интересует. Сам разберусь, тетя Маша – соседка в агентстве работает, она все знает, подскажет.

Тетя Маша все равно «сдерет» с Вас и втащит Вас в затраты очень часто необоснованные, выгодно ей это – замутить ситуацию, а вариантов - масса. И чаще всего эта самая тетя Маша сделки две – три провела за всю свою карьеру, поэтому помощь реальную оказать не может, но обязательно возьмется без агентства Вам помогать.

Второй вариант: надо агента подбить на то, чтоб агентство «кинуть», деньги ему дам по черной, он мне скидку сделает, а агентство не нужно, он и сам все организует.

Если агент, согласится «кинуть» агентство, а это тоже бывает, то мы опять натыкаемся на ситуацию, как с тетей Машей. Сколько сделок совершил агент и какова была его роль в этих сделках - никому неизвестно, поэтому реальна ли его помощь и будет ли она дешевле, чем при участии агентства недвижимости, непонятно.

Чаще всего в конце концов квартира становится собственностью покупателя. Нередко ценой растраченных нервов, времени и денег. Варианты? Вот некоторые.

Продавец попросит задаток и тянет время, не возвращая деньги и не продавая квартиру.

Деньги агенту на подготовку документов на квартиру к продаже отданы, конечно, «в темную», и не известно, как их с него спросить.

А каково это самим бегать выписывать продавца со всеми его домочадцами?

Из проданной квартиры вас уже настойчиво выгоняют, а ту квартиру, которую вы приобрели, освобождать не собираются. Бывший ее хозяин купил новостройку, а застройщик не сдает дом, ссылаясь на кучу проблем.

Или совсем крайний случай: отдать деньги, а квартиру не получить.

Проблем, которые можно получить, «кидая» агентство, еще очень много. И случаи подобного поведения, к сожалению, не так уж и редки.


Как должно быть в цивилизованном обществе?

Клиент, собрав рекомендации от знакомых, проведя анализ рекламных компаний агентств недвижимости, вспомнив свой предыдущий опыт общения с риэлторами, выбирает агентство недвижимости, которое на него будет работать и определяет круг задач, которое оно будет решать. Если уже был положительный опыт общения с агентством, лучше обратиться туда повторно. Опыт общения с агентством не с агентом! Агент может сменить место работы, а это будет означать, что он сменил и принцип взаимоотношений с клиентом. А в агентстве принцип взаимоотношений с клиентом обычно не меняется.

За услуги платит тот, кто их заказывает! Клиенту-продавцу нужны (или не нужны) одни услуги, клиенту-покупателю – другие. Что бы мы ни придумывали, на рынке существуют две классические схемы работы с клиентами:

  1. «От продавца».
  2. «От покупателя».

Рассмотрим первую «Работа от продавца»:

Клиент-продавец обращается в агентство с целью продажи квартиры. Ему нужно, чтобы агентство:

- нашло покупателя на его квартиру;

- выстроило взаимоотношения с покупателем от имени продавца, на условиях, оговоренных с ним, на период от момента нахождения покупателя до момента подписания основного договора купли-продажи;

- организовало подписание договора купли-продажи и получение денег продавцом;

- на всех этапах работ оказывало необходимые консультации;

- и как дополнительная опция – подготовка пакета документов на квартиру для ее отчуждения.

Рассмотрим вторую «Работа от покупателя»:

Клиент-покупатель обращается в агентство с целью приобретения квартиры. Ему нужно, чтобы агентство:

- нашло квартиру, удовлетворяющую его требованиям;

- выстроило взаимоотношения с продавцом квартиры от имени покупателя на условиях, оговоренных с ним, на период от момента нахождения квартиры до момента подписания основного договора купли-продажи;

- проверило «юридическую чистоту» пакета документов на приобретаемую квартиру;

- организовало подписание договора купли-продажи и получение права собственности на квартиру;

- на всех этапах работ оказывало необходимые консультации;

- проконтролировало снятие с регистрационного учета (выписку) всех зарегистрированных по месту жительства в квартире, освобождение квартиры от вещей и передачу квартиры покупателю.

Клиент-продавец и клиент-покупатель должны платить за заказанные услуги, оговоренные выше, а не за какое-то мистическое посредничество, которое непонятно что в себя включает.


Сколько стоит риэлторская услуга?

Так сложилось на рынке недвижимости, что стоимость услуги риэлтеры определяют как процент от стоимости объекта. Правильно ли это?

Посчитаем 5 % от стоимости квартиры за 3 000 000 рублей = 150 000 рублей;

а 5 % от стоимости квартиры за 10 000 000 рублей = 500 000 рублей.

Неужели объем работы по продаже квартир стоимостью 3 000 000 и 10 000 000 рублей различается более чем в три раза?! Этот вопрос довольно часто задают клиенты риэлторам. После этого вопроса начинается торг по оплате комиссии за услуги, который приводит к спорам, недоговоренностям, обидам и т.п.

Конечно, объем работ и затрат при продаже квартир разной стоимостью разный, но различается он не в разы. Правильно построенный прейскурант цен на услуги решает очень многое во взаимоотношениях клиент – агентство. Агент должен ставить вознаграждение за услуги агентства строго в соответствии с прейскурантом цен на услуги, а не по наитию, как это происходит чаще всего сейчас.

Сумма вознаграждения агентства должна быть известна клиенту с самого начала выстраивания взаимоотношений. Она не должна узнаваться клиентом в последний момент, когда работа выполнена, и нужно уже оплачивать услугу.


Игорь Лейфер     "Вся недвижимость"   20.10.2010г.



Возврат к списку